Заикание и лечение заикания в Саратове
Заикание, когда и у кого оно возникает
Заикание и его коррекция уже длительное время является предметом внимания специалистов нейропсихологов, а также психотерапевтов России. В нашем Центре профессионального восстановления развития речи в Саратове (тел. 8(8452) 24-89-90, ул. Астраханская 87) коррекция заикания проходит успешно уже в течение тридцати двух лет. Среди пациентов как взрослые, так и дети. Десятки новейших методик для коррекции заикания применяются индивидуально.
Заикание относится к весьма распространенным расстройствам речи.
Всего на нашей планете проживает около 60 миллионов заикающихся людей. В России от этого нарушения страдают не менее сотни тысяч пациентов.
Генетическая предрасположенность прослеживается у нескольких поколений родственников. Чаще обнаруживается у мальчиков, чем у девочек. В итоге выявлено, что мужчины заикаются почти в четыре раза чаще, чем женщины. Обычно, данное расстройство речи дебютирует в возрасте от двух до пяти лет. Как раз в это время у человека формируется фазовая речь.
Возникновение и вторичные реакции на заикание
Заикание часто возникает у маленьких детей, пока они еще только учатся речевым и языковым навыкам. Это наиболее распространенная форма проявления заикания. Некоторые ученые и клиницисты полагают, что описанное нарушение в процессе развития возникает, когда речь и языковые способности ребенка не могут удовлетворить его словесные потребности. Большинство специалистов считает, что это нарушение в процессе развития является результатом сложного взаимодействия множества факторов. Недавние исследования с помощью визуализации головного мозга показали постоянные различия между заикающимися и не заикающимися сверстниками. Заикание в процессе развития также может передаваться в семье, и исследования показали, что генетические факторы способствуют этому типу заикания. Начиная с 2010 года, исследователи из Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) в США идентифицировали четыре разных гена, связанных с данным расстройством.
Обычно заикание возникает в детстве. При отсутствии адекватной коррекции оно сохраняется на многие годы. В этом случае нарушение существенно ограничивает человека в выборе профессии, в предшествующем обучении, в личной жизни.
Образно заикание можно представить в виде дерева. Корни дерева представляют собой первые запинки, желание их скрыть, тревога. Из корней начинает расти ствол растения. В переносном смысле так можно представить боязнь речи. Появляются и ветви. С которыми можно сравнить речевые спазмы, лишние движения определенных мышц. Нередко возникают депрессивные мысли.
Запинки являются одним из первых проявлений заикания
Большое значение имеют отрицательные эмоции до и во время взаимного общения. Страх заикаться рождает само нарушение, а нарушение рождает страх. Так замыкается порочный круг.
Данное патологическое состояние связано с судорожными сокращениями мышц органов, участвующих в речи. Это губы, язык, мягкое небо, гортань, грудные мышцы, диафрагма и/или брюшные мышцы. Чаще всего симптомы возникают у детей, но часто отмечается также и у взрослых. Заикание существенным образом влияет на качество жизни детей, подростков и взрослых.
Боязнь речи
У большинства пациентов возникает компенсаторная индивидуальная реакция. Ответ на речевой недостаток в форме боязни речевого общения. Указанная боязнь речевого общения состоит в навязчивых переживаниях по поводу имеющихся нарушений. Присутствует также и боязнь речевых судорог. Эта фобия усиливается в ситуациях, требующих речевого общения. Боязнь речи существенно утяжеляет течение речевого нарушения.
Страх говорить у школьника часто приводит к отказу устно отвечать урок. Так учащийся переходит на письменные ответы. Эта привычка негативно отражается на дальнейшем речевом состоянии.
Первые признаки заикания у ребенка
- Ребенок не хочет говорить. Молчание может длиться от 2-х до 24-х часов. Ребенок после периода молчания начинает говорить, но уже запинаясь. Если своевременно обратится к специалисту в период молчания, то нарушения речи можно избежать.
- Ребенку сложно начать предложение. Делает долгие паузы, как бы собираясь с мыслями.
- Наблюдаются запинания, «заминки» в середине фразы или слова.
- Несколько раз повторяет слоги и слова.
- Употребляет лишние звуки между словами (а; и).
Судороги мышц языка, нёба, гортани, диафрагмы и брюшной полости проявляются различными речевыми нарушениями:
• тонические расстройства — вынужденная пауза с затягиванием звука (соб…ака, р…учка);
• клоническое расстройство — повторение одного звука/слога/слова (с-с-собака, ру-ру-учка);
• смешанное расстройство.
При этом у ребенка обращают на себя внимание
- напряженный вид, гримасы вплоть до возникновения нервных тиков;
- психологический дискомфорт
- нарушения общего состояние центральной нервной системы (раздражительность, замкнутость, плаксивость, различные фобии, плохой сон, агрессивность)
Нейропсихологический механизм возникновения логоневроза
В головном мозге человека есть три центра, отвечающие за нашу речь. Центр Брока – голосовой центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике – слуховой центр, который распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр – анализирует, что именно было сказано. Затем принимает решение, о чём говорить дальше.
Слаженная работа этих центров формирует речевой круг: говорю – слышу – анализирую – говорю. Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания. Механизм логоневроза в некотором упрощении выглядит так: перевозбуждённый центр Брока (самого мощный из речевых центров) начинает работать быстрее и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение провоцирует судороги речевого аппарата. Возникает заикание.
Заикание невротическое и неврозоподобное
Невротическое заикание
В медицине выделяют невротическое и неврозоподобное заикание. При невротической форме симптомов органического поражения головного мозга при обследовании не обнаруживается, и само возникновение расстройства речи непосредственно связано со стрессовой ситуацией, со стрессом. Да и сами проявления нарушения речи четко связаны с волнением. Раннее развитие ребенка не отклоняется от возрастной нормы. Навыки сидения, стояния, ходьбы не нарушены.
В данном случае нервно-психическая травма становится своеобразным “курком” – триггером в развитии логоневроза. На фоне хронических стрессорных ситуаций часто, особенно у детей, возникают судорожные запинки.
Невротическое заикание при своевременном обращении к специалисту хорошо лечится, но может стать хроническим при отсутствии лечения.
Неврозоподобное заикание
Неврозоподобная форма, связанная с органическими факторами поражения головного мозга (родовая травма, гипоксия плода, травмы головы у малыша), требует от специалиста нейропсихолога значительных усилий. Эта форма заикания форма обычно возникает у детей в возрасте 3-4 года постепенно, иногда без очевидных “ярких” причинных факторов. При неврозоподобной форме в отличие от невротической обнаруживаются некоторые изменения на электроэнцефалограмме.
Только специалист нейропсихолог с дополнительным образованием дефектолога и логопеда при осмотре может поставить правильный диагноз. А затем начать эффективную коррекцию.
Отличие заикания от дизартрии
Заикание отличается от дизартрии тем, что заикание по сути обусловлено судорожным состоянием тех или иных мышечных групп, относящихся к речевому аппарату. Здесь велика роль невротической составляющей.
При дизартрии, даже при легкой степени (стертой), на первом плане всегда нарушения произношения звуков, тембра и интонации связаны с явным органическим дефектом центральной или нервной системы.
Наша практическая работа с пациентами, детьми и взрослыми, направленная на коррекцию заикания, доказывает рациональность и необходимость интегрального, системного подхода. При этом в первую очередь, необходима коррекция невротических компонентов расстройства речи. И форма данного нарушения речи в данном случае имеет относительное значение. Потому что, коррекция психоэмоциональных и вегетативных нарушений в этой ситуации крайне важна. Независимо от того, носят ли первичный или вторичный характер.
Заикание, почему оно возникает ?
Элементарные речевые навыки начинают формироваться, когда ребенок услышит первый звук, и в основном, примерно к пяти годам формирование речевой системы завершается. В течение всего этого периода времени нервная система малыша должна перерабатывать большое количество информации, исходящей ото всех органов чувств. При запредельном психоэмоциональном стрессе или органической причине, ослабляющей центральную нервную систему, происходит декомпенсация речевой функции.
Заикание у детей. Какие причины его провоцируют?
Как уже отмечалось выше: логоневроз провоцирует любой сильный психоэмоциональный стресс, испуге, ослабление организма после какого-либо заболевания;
При этом даже минимальные органические поражения центральной нервной системы существенно усугубляют ситуацию и способствуют появлению нарушения произношения слов.
Ребенку во всех случаях это очень мешает. Происходит настоящая драма для маленького человека. Дети неизбежно подвергаются вторичной невротизации из-за насмешек сверстников. Над ними могут издеваться. Ведь дети – не взрослые! Они могут зло подшучивать над заикающимся. Торопить его или не воспринимать всерьез. В итоге ребенок замыкается в себе, у него развивается речебоязнь (логофобия), появляются раздражительность, плаксивость. И дополнительная, нередко тяжелая, психотравмирующая ситуация уже непосредственно связанная с наличием заикания, замыкает порочный круг. Степень проявления логофобии при заикании далеко не всегда пропорциональна степени его тяжести. Нередко при слабом, а иногда едва заметном для окружающих речевом дефекте, страх речи может быть ярко выраженным.
Эмоциональная жизнь заикающихся заполняется этими переживаниями. Запущенное расстройство речи приводит к серьезным нарушениям социализации.
Если у ребенка нет должного лечения заикания сразу, то избавиться от него впоследствии гораздо труднее!
Не так важно, что именно послужило причиной развития нарушения речи у ребенка, – сильный стресс, излишняя «говорливость» в период обучения речи, впечатлительность, нервозность, или что-либо еще. Все эти варианты хорошо поддаются коррекции, если подходить к этому вопросу профессионально.
Лечение заикания в нашем Центре профессионального восстановления речи
Что получиться, если «лечить» ребенка, тем более, взрослого человека, согласно популярной литературе в сети или советам знакомых? Заболевание будет прогрессировать, укоренится в развивающейся психике ребенка и может остаться навсегда. Разорвать порочный круг логоневроза могут только специалисты. Совместная работа должна проводиться нейропсихологом, логопедом и психотерапевтом. В России имеются апробированный и прошедшие научное обоснование нейропсихологические методы коррекции заикания.
Ведущим специалистом нашего Центра в области коррекции заикания является нейропсихолог с большим стажем работы, дефектолог и логопед Вера Валентиновна Козловская, регулярно стажирующаяся в ведущих столичных профильных учреждениях по лечению заикания. Также Вера Валентиновна является автором собственном уникальной методики эффективной коррекции заикания.
Цель коррекции в нашем Центре состоит не только в устранении симптомов, хотя и это очень важно. Очень важно становление нового речевого стандарта, когда речь становится спокойной и плавной. При этом редуцируется эмоциональное напряжение в разговоре, полностью исчезают речевые судороги. Психотерапевтическое лечение заикания элиминирует невротический компонент нарушения речи. А он присутствует при любой форме данного нарушения речи.
Только успешное лечение заикания вновь вернет пациента к полноценной жизни!
В нашем Центре, работающем с 1989 года, мы применяем эффективные нейропсихологические и психотерапевтические методики коррекции, которые включают в себя постановку «правильной речи», управления речевой мускулатурой и преодоления боязни речи.
Ребенок, подросток или взрослый человек после коррекции заикания, становится спокойным, уверенным в себе. В итоге пациент учится расслабляться, что является важный залогом формирования новой «правильной» речи.